Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Доклад учителя-логопеда МБДОУ д/с № 28 Бартеневой Ольги Викторовны "Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии"

«Дыхание – основа жизни. Правильное дыхание –

основа здоровья и долголетия».

 Константин Сергеевич Станиславский

 

У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно. Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на их развитие речи.    Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, затрудняются в произношении длинных фраз и не договаривают слова.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией. У детей с дизартрией присутствуют нарушения звукопроизношения лексики, грамматики,  фонематических процессов,  мелодико-интонационные расстройства, обусловленные парезами: мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых связок, мышц гортани, нарушением их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. Для детей с дизартрией представляет определённую трудность длительный и экономный выдох, что необходимо для нормальной речи, страдает просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность. Нарушения голоса характеризуются его слабостью, хриплостью, монотонностью, сдавленностью, назализованностью.

 Нарушена разборчивость, внятность, эмоциональная выразительность речи ребенка.   Все эти проблемы вызывают трудности общения, влекут за собой определенные изменения личности, ведут к возникновению у детей закомплексованности.

Таким образом, наша с вами задача -  дать возможность развиваться востребованной в обществе личности.

Что такое дизартрия?

Дизартрия - (от греч. dus – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервацией  речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.
Для коррекции дизартрии, прежде всего, необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Основные проявления дизартрии состоят в:

- расстройстве артикуляции звуков;

- нарушениях голосообразования;

- изменениях темпа речи, ритма и интонации.

Цель дыхательных упражнений -формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания; развивать  силу, продолжительность, постепенность и целенаправленность  дыхания.увеличить объем дыхания, нормализо­вать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Этапы работы:

1 этап – выработка направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения;

2 этап – тренировка продолжительности речевого дыхания и умения на одном выдохе произнести фразу, состоящую из   3-6 слов.

Продолжительность игровых упражнений:

5 – 8 минут в проветриваемом помещении;

упражнение повторяется 3 – 5 раз;

дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова;

обязательно чередовать с другими упражнениями.

Параметры правильного ротового выдоха:

выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;

выдох происходит плавно, а не толчками;

во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха через нос;

выдыхать следует, пока не закончится воздух;

во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. 

Какое бывает дыхание?

           Дыхание бывает физиологическое (жизненное)  и речевое. Оно  входит в сложную функциональную речевую систему и исполняет роль «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения. При этом главной движущей силой в обеспечении дыхания является диафрагма.

         Различают три типа дыхания:

-верхне-реберный;

-грудной;

-грудобрюшной.

         У детей по мере их физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.

Физиологическое (жизненное) дыхание.

Начинать занятия следует с развития фи­зиологического дыхания. Прекрасным сред­ством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в ком­плексы оздоровительной и утренней гимна­стики, в физкультурные и музыкальные за­нятия, а в теплое время года - в прогулки.

Наиболее важными при развитии физи­ологического дыхания являются так назы­ваемые классические упражнения.

Ихцель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижне-реберного типа ды­хания при активном участии диафрагмы.

  1. Вдох и выдох через нос

Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

Варианты.Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю -         выдох через другую. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох толчка­ми. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

  1. Вдох через нос, выдох через рот

Если выдох через рот не получается, за­жать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю -         выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчка­ми. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох
обычный - выдох с усилением в конце.

  1. Вдох через рот, выдох через нос

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

Варианты.Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный - выдох толчками. Вдох толчками - выдох обыч­ный. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох быстрый - выдох медленный.

  1. Вдох и выдох через рот

Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.

Варианты.Вдох обычный - выдох с имитацией стона. Вдох толчками - выдох обычный. Вдох обычный - выдох толчка­ми. Вдох толчками - выдох толчками. Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

Примечание. При речи и пении мы поль­зуемся комбинированным носоротовымдыханием, поэтому одновременно трени­руем и то и другое.

  1. 5. Комбинированный вдох
    Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

Примечание. При систематическом по­вторении этих упражнений ребенок начи­нает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

После этого начинается работа по раз­витию речевого дыхания, которая прово­дится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков и так далее.

Речевое дыхание.

В произношении звуков задействованы и голосовой аппарат, и органы дыхания. Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, через которое осуществляется колебание голосовых связок при произношении звонких согласных, гласных звуков. Оно обеспечивает нормальное звукообразование и голосообразование

     Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.

     Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

      Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков. Так, например, в зависимости от того, куда направляется воздушная струя – в ротовую или носовую полость, при одинаковом положении речевых органов звуки будут звучать по-разному: при произношении звуков [м], [н] воздух проходит через носовую полость, а звуков [б], [д] -  воздушная струя проходит через рот.

Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

  • Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  • Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  • Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  • Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaaаaaaaoooooooаaaaaуууууу

  • Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

 «Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.   

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах!Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

Различие между физиологическим и речевым дыханием.

  • Обычное жизненное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляется через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.
  • Речевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого  воздуха зависят от цели и условия общения.  Если говорящий обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он, «посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок.

При наиболее удобном для речи диафрагмально-реберном дыхании:

  • вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и подвижных ребер;
  • активна нижняя, самая емкая часть легких;
  • верхние отделы грудной клетки и плечи практически остаются неподвижными;
  • во время речи вдох делается и носом и ртом;
  • в самом начале высказывания говорящий человек еще может вдохнуть носом;
  • во время длительного высказывания говорящий человек делает доборы воздуха только через рот, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно.

В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У детей 4-6 лет, не имеющих речевых нарушений, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного развития, а к 10 годам становление речевого дыхания завершается.

Методика развития речевого дыхания для детейс дизартрией.

I.Игры и упражнения на развитие речевого дыханиябез участия речи

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

  1. «Осенние листья»: Детям предла­гают полоски тонкой зеленой бумаги, вы­резанные в виде листиков и прикреплен­ные к «ветке». По сигналу «Подул вете­рок» дети плавно дуют на листики, так чтобы они отклонялись и шелестели.
  2. «Бурлящая вода». Детям предлагает­ся подуть в бутылку с водой через трубоч­ку. Выдох должен быть ровный и длитель­ный - тогда вода будет долго и равномер­но бурлить.
  3. «Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?
  4. «Снежинки летят». На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бу­маги снежинки (бабочки, птички, перыш­ки, бусинки, кусочки ваты, мелкие игруш­ки, фигурки акробатов и т.п.). По сигналу «Снежинки летят» детям предлагается длительно подуть на них. Под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.
  5. «Лети, бабочка». Перед детьми расклады­вают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бума­ги. Бабочки тонкими нитками прикреплены к «полянке». Дуть на бабочку можно
    только на одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.
  6. «Вертушка». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика. Размер вертушки, форма и количество лопастей могут быть разными.
  7. «Духовые инструменты». Эти инст­рументы издают звуки, если в них правиль­но дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармош­ка). Можно изготовить самодельные духовые инструменты из колпачков разных размеров от старых ручек и фломастеров.

Начинать следует с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони с расстояния 12-20 см (расстояние можно постепенно увеличивать). Надувать воз­душные шары и резиновые игрушки мож­но только после того, как у ребенка будет развита достаточная сила ротового выдо­ха. Более трудной является игра на духо­вых инструментах.

Следует помнить: дыхательные упраж­нения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже голо­вные боли), поэтому после каждого уп­ражнения необходим отдых. В случаях по­явления головокружения занятия следует прекратить.

После того как у детей будет сформиро­ван плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения; при этом внимание детей обращают на различную высоту, си­лу, тембр голоса.

П. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале

гласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношени­ем гласных звуков.

Инструкция к выполнению. Вдох через рот - быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

  1. Произношение гласного звука на вы­дохе (2-4 раза):а,о,у,ы,э(шепотом, голо­сом).

2.Произношение двух гласных на од­ном выдохе (2-4раза):а - э,о -у, и - ы,э- и (шепотом, голосом).

3.Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а - э - о, о - у - и, о -у-а, о-э-ы,а-у-о(шепотом, голо­сом).

4.Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о-у,а-о-у-э, о-у-а-и,а-о-у-э(шепо­том, голосом).

5.Произношение гласного ряда на од­ном выдохе шепотом, голосом.

  1. Произношение гласного ряда на од­ном выдохе со сменой темпа шепотом, го­лосом.
  2. Произношение гласных в звукоподра­жаниях музыкальным инструментам -труба гудит: у-у-у-у-у; предметам – кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у-у-у-у, животным - медведь ревет: а-а-а;
    голодный волк: у-у-у; явлениям природы -ветер (вьюга) воет: у-у-у; людям – девочка плачет: а-а-а.

III.       Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале

согласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношени­ем согласных звуков.

Инструкция к выполнению. Произно­шение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем - громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом.)

  1. 1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.

2.Произношение двух согласных на од­ном выдохе: ф - с, с - ш, ш - с, х - ф

3.Произношение трех согласных на од­ном выдохе: ф - с - ш  и др.

4.Произношение четырех согласных на одном выдохе: ф - с - ш – х идр.

5.Произношение согласных в звукопод­ражаниях предметам (зазвонил телефон: з-з-з-з-з; ревет трактор:р-р-р-р-р-р; качает насос: ш-ш-ш-ш-ш-ш; сдувается шарик: с-с-с-с-с; паровоз выпускает пар: ш-ш-ш-ш-ш; из крана течет вода: с-с-с-с-с); жи­вотным (мышонок шуршит: ш-ш-ш-ш-ш;
тигр рычит: р-р-р~р-р; комар (оса) летит: з-з-з-з-з; жук жужжит: ж-ж-ж-ж-ж; змея шипит: ш-ш-ш-ш-ш; злая собака рычит: р'Р-р-р-р); явлениям природы (лес шумит: ш-ш-ш-ш-ш; воет вьюга (ветер): в-в-в-в-в); людям («не шумите» - тс-с-с-с).

  1. IV. Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты го­лоса.

Инструкция к выполнению. Произне­сение слов идет на одном выдохе.

Удли­ненный выдох наращивается постепенно.

  1. Произнесение ряда слов на одном вы­дохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; па­па, пока, кипа, пика и т.д.
  • Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе): поне­дельник; понедельник, вторник; понедель­ник, вторник, среда и т.д.
  1. Перечисление названий месяцев: ян­варь; январь, февраль; январь, февраль, март и т.д.
  2. Перечисление времен года: зима; зи­ма, весна; зима, весна, лето; зима, весна, ле­то, осень.
  3. «Позовем животных». Логопед пока­зывает картинки, на которых изображены животные, и предлагает подозвать их. Де­ти подзывают животных, произносят меж­дометия или клички животных. Напри­мер, кошку: кис, кис, кис; корову: Майка, Майка, Майка; щенка: Шарик, Шарик,
    Шарик и т.д.
  4. Подзывают животных ласко­во, доброжелательно, призывно, много­кратно повторяя слова.
  1. V. Дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.

Цель. Тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы.

Инструкция к выполнению. Каждое предложение проговаривается слитно, на одном выдохе. Проговаривание может со­провождаться движениями рук. Усложняя задание, каждый раз надо предлагать более длинные фразы.

  1. Произнесение фразы с постепенным усложнением,
  • Логопед проводит беседу по сюжет­ной картинке, произносит короткую фра­зу. Первый ребенок повторяет фразу, до­полняя ее одним словом, второй - еще од­ним и т.д. Фраза должна произноситься на одном выдохе.
  • Логопед произносит короткую фразу: «Саша любит», подставляет игрушку. Ребе­нок повторяет фразу, дополняя ее названи­ем игрушки: «Саша любит дудочку». Лого­пед подставляет еще одну игрушку. Ребенок повторяет фразу, дополняя ее еще одним словом: «Саша любит дудочку и мяч» и т.д.
  1. Ответы на вопросы. (Полные ответы произносятся на одном выдохе.)
  • Какой сегодня день недели? (Сегодня...)
  • Какой завтра день недели? (Завтра...)
  • Какой день недели был вчера? (Вчера...)
  • Сколько всего дней в неделе? (В неде­ле семь дней: понедельник...)
  • Какой первый месяц зимы? (Первый месяц зимы - декабрь.)
  • Какой второй месяц зимы? (Второй...)
  • Какой третий месяц зимы? (Третий...)
  • Сколько всего зимних месяцев? (Все­го три зимних месяца: декабрь...)

(Аналогично проводится работа на ре­чевом материале о других временах года.)

В своей работе  над речевым дыханием с детьми с общим недоразвитием речи и дизартрией  я использую элементы дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой. На данный момент я работаю с восемнадцатью детьми. Из них 6 человек  с ОНР -  1 уровня, 2 человека – ОНР 1 – 2 уровня, 3 человека – ОНР 2 уровня, 5 человек  - ОНР 3 уровня. Из  восемнадцати воспитанников  4 человека – с  расстройствами  аутистического спектра (РАС).

История создания гимнастики

В критической ситуации человек талантливый, обладающий неординарным мышлением, непременно будет искать нестандартные решения и новые пути выхода.

Так и произошло с советской певицей А. Н. Стрельниковой, которая, из-за болезни лишившись голоса, стала изобретать гимнастические упражнения, направленные на его скорейшее восстановление.

В результате появилась знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой, которая впоследствии была запатентована и исследована учеными, которые подтвердили ее эффективность. В дальнейшем ее стали использовать в своей работе другие специалисты, в том числе и учителя – логопеды  при работе с детьми дизартриками.

Что лечит дыхательная гимнастика по Стрельниковой?

Неоспорима также ее польза в профилактике и лечении любых патологий дыхательной системы, в том числе таких, как:

  • Бронхиальная астма
  • Частые ОРВИ
  • Аденоиды и их последствия
  • Хронический тонзиллит
  • Фарингит
  • Ларингит

Все это успешно поддается коррекции при помощи дыхательных упражнений, разработанных Стрельниковой.

Занятия этой гимнастикой повышают умственную трудоспособность, способствуют лучшему усвоению нового материала в школе и детском саду, предупреждают появление таких проблем, как неврозы, синдром гиперактивности и дефицита внимания, а также помогают бороться с утомлением и стрессом. Полезны такие занятия и взрослым, и детям.
Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять

 4 основных правила.
Правило 1. "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воздух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.
Правило 2. Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.
Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпо-ритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп - 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока - 1000-1200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды.
Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.
Сегодня мы выполним несколько упражнений из вводной  и основной части упражнений. 

Разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню" вдохов.

"Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

"Насос". Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.

"Обхвати плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.

«Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения.

«Повороты головы»

Исходное положение  – стоя, ноги уже плеч. Поворот головы вправо – короткий, шумный вдох через нос. То же самое влево. Голова посередине не останавливается, шея не напряжена.

Важно помнить! Выдох нужно делать ртом  после каждого вдоха.

Пособия по развитию дыхания

Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков. Вырабатываем воздушную струю с детьми, используя различные дидактические пособия. Я использую часть пособий, которые изготовлены  своими руками из подручных материалов. Эти пособия могут быть полезны для педагогов и родителей.Некоторые пособия являются помощниками при изучении лексических тем.

 

 Вывод

Таким образом, работа с ребёнком, страдающим дизартрией, требует и от логопеда, и от ребёнка много терпения, настойчивости и времени.

Упражнения должны проводиться длительно и систематически.

 

Используемая литература:

Чтобы выступить сегодня перед вами, я использовала данную литературу и интернет источники.

  • Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»
  • Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей   3-7 лет»
  • Дуплинская А. «О речевом дыхании детей с дизартрией» Журнал «Дошкольное воспитание» 
  • Коноваленко В.В. «Дыхательно-голосовые упражнения»

 

Спасибо за внимание!